Data Mining



         

Пример решения задачи


Программное обеспечение, позволяющее работать с картами Кохонена, сейчас представлено множеством инструментов. Это могут быть как инструменты, включающие только реализацию метода самоорганизующихся карт, так и нейропакеты с целым набором структур нейронных сетей, среди которых - и карты Кохонена; также данный метод реализован в некоторых универсальных инструментах анализа данных.

К инструментарию, включающему реализацию метода карт Кохонена, относятся SoMine, Statistica, NeuroShell, NeuroScalp, Deductor и множество других. Для решения задачи будем использовать аналитический пакет Deductor.

Пусть имеется база данных коммерческих банков с показателями деятельности за текущий период. Необходимо провести их кластеризацию, т.е. выделить однородные группы банков на основе показателей из базы данных, всего показателей - 21.

Исходная таблица находится в файле "banks.xls". Она содержит показатели деятельности коммерческих банков за отчетный период.

Сначала импортируем данные из xls-файла в среду аналитического пакета.

На первом шаге мастера запускаем мастер обработки и выбираем из списка метод обработки "Карта Кохонена". Далее следует настроить назначения столбцов, т.е. для каждого столбца выбрать одно из назначений: входное, выходное, не используется и информационное. Укажем всем столбцам, соответствующим показателям деятельности банков, назначение "Входной". "Выходной" не назначаем.

Следующий шаг предлагает разбить исходное множество на обучающее, тестовое и валидационное. По умолчанию,программа предлагает разбить множество на обучающее - 95% и тестовое - 5%.

Эти шаги аналогичны шагам в мастере обработки для нейронных сетей, описанным в предыдущей Лекции.

На шаге № 5, изображенном на рис. 12.4 предлагается настроить параметры карты: количество ячеек по Х и по Y их форму (шестиугольную или четырехугольную).

Шаг № 5 "Настройка параметров карты Кохонена"

Рис. 12.4.  Шаг № 5 "Настройка параметров карты Кохонена"

На шестом шаге "Настройка параметров остановки обучения", проиллюстрированном на рис. 12.5, устанавливаем параметры остановки обучения и устанавливаем эпоху, по достижению которой обучение будет прекращено.




Содержание  Назад  Вперед